Главное в будущем году – сохранить средний класс и объединить остров
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 387

Главное в будущем году – сохранить средний класс и объединить остров

  • Суббота, 31 декабря 2016 09:00
    • Завершается 2016 год. Чем он запомнится киприотам и нашим соотечественникам, проживающем на этом солнечном острове? Чего стоит ждать от следующего года? На эти и другие вопросы отвечает наш постоянный автор, политолог, кандидат политологических наук Владимир Изотов.

      – Давайте начнем с экономики, которая все-таки ближе нашим умам и кошелькам, чем политика. Кипр весной этого года досрочно вышел из программы международного кредитования. Какова вероятность того, что страна вновь не «скатится» к очередному кризису?

      – Выход из программы стал не только своевременным экономическим, но и удачным имиджевым решением, укрепляющим позиции действующего президента и его партии ДИСИ. Хорошая статистика по итогам года подтверждает целесообразность решения. Растет не только туризм (на руку спокойному острову играют геополитические риски в соседних регионах) и финансовый сектор (банки успешно проходят европейские стресс-тесты и последовательно снижают ставки кредитования). Кипр по итогам года – в тройке лидеров ЕС по динамике аграрного сектора (+ 4,7%). Это означает, что структура экономики становится здоровее. Устраняются дисбалансы, приведшие к кризису четырехлетней давности.

      Но выход из кредитных программ не означает полной независимости. Подчинение макроэкономическим регуляторам ЕС по-прежнему велико. Это просто безоценочный факт и реальность европейской интеграции, которую маленькие страны должны принять.

      Комплименты от Кристин Лагард (топ-10 влиятельнейших женщин мира) по поводу выхода из программ заслуженны, но ряд западных институтов по-прежнему сохраняют скепсис. В основном, по итогам года Кипр неплохо представлен в значимых для инвесторов международных рейтингах. Кроме одного: в рейтинге глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Report) Кипр упал с 59 (в 2015 г.) на 83 место среди 138 стран. Составители рейтинга нажали на три болевые точки – ограничение внешнего финансирования, коррупцию и качество государственного управления. Частичным объяснением может служить то, что автор этого исследования Всемирный экономический форум (ВЭФ) – организатор встреч в Давосе – придерживается либералистских экономических подходов, вызывающих сегодня устойчивую аллергию всё большего числа стран.

      Закрепление наметившегося успеха и гарантия от новых кризисов сегодня определяются одним кодовым словосочетанием. Я говорю о среднем классе. Сегодня эта тема в центре мировых экономических дискуссий. За нее идут научные битвы и присуждаются Нобелевские премии. В нескольких словах суть такова. В результате череды мировых кризисов, последний из которых пришелся на 2008-09 гг., средний класс стал резко сокращаться, одновременно расслаиваясь внутри себя на «богатых» и «бедных». Это очень серьезная проблема, которую мы увидели на Кипре. Недавнее исследование Eurostat зафиксировало риск бедности и социальной незащищённости выше среднего показателя по ЕС. Кроме того, это имеет и политическую грань. Волны электоральной безответственности, накатывающие на Европу, голосования за левых и правых популистов – это протесты некогда сильного среднего класса против своего исчезновения.

      – Одним из знаковых событий уходящего года стала новая попытка объединения острова. Президент Республики Кипр Никос Анастасиадис и глава турок-киприотов Мустафа Акынджи провели несколько раундов переговоров, кульминация которых пришлась на начало ноября, когда они дважды встречались в Мон-Пелерине. При этом ООН, прежде всего, в лице специального советника генсека Эспена Барта пытались искусственно устанавливать сроки договоренностей и предлагать рецепты решения кипрской проблемы. Казалось, что соглашение вот-вот будет достигнуто, но увы… Каковы, на ваш взгляд, перспективы переговоров в 2017 году?

      – Отсутствие результата в переговорах на названном швейцарском курорте стало главным разочарованием года. Большая часть общества верила в то, что успех будет зафиксирован до конца года. Видимо, процессу помешали авансы журналистов и политиков и излишняя реклама. Устанавливать сроки «со стороны» для решения сложнейших многофакторных проблем – это похоже на саморекламу ООН и отдельных политиков. Рекламировать успех легче, чем принять на себя риски за возможные последствия быстрых решений. Очевидно, что лидеры общин не могут решать проблемы под стрелками секундомеров. На этом, кстати, последовательно настаивают и российский президент, и глава МИД РФ.

      По-прежнему низка активность Евросоюза. Федерика Могерини и Мартин Шульц только «призывают» и «надеются». Визитов, совместных фотографий и твитов недостаточно. Не хватает действия. Кроме туманных обещаний председателя Европарламента о финансовой поддержке объединенного острова (видимо, немецкий политик, говорил от имени всех депутатов, голосующих за подобные бюджетные программы), конкретных концепций мы не увидели. У ЕС по-прежнему отсутствует стратегия, направленная на скорейшее объединение острова. Причин несколько, одна из них связана с комплексом проблем, сопровождающих попытки вступления Турции в ЕС. Кстати, настораживает и поведение Анкары, как одного из «гарантов». В некоторых СМИ транслировалась инициатива о проведении референдума на Северном Кипре по вопросу объединения с Турцией.

      Поскольку официальных заявлений по этому поводу по понятным причинам нет, можно предположить неуклюжую информационную провокацию, направленную на южную часть острова с целью скорейшего принятия решений по объединению на невыгодных условиях. Прозвучавшие ранее призывы президента Турции к греко-кипрской общине «не затруднять процесс переговоров» косвенно идентифицируют авторов этой истории. Надеюсь, обоюдное согласие по деталям модели двухзональной этнофедерации (см. статью в ВК №1037) будет достигнуто до 2018 года. Динамика процесса станет понятна уже через пару недель: новый раунд переговоров начнется 9 января.

      – В октябре Кипр посетила Виктория Нуланд – помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии. Она заявила, что США «чрезвычайно поддерживают» процесс мирных переговоров и попыталась заняться так называемой челночной дипломатией, чередуя переговоры с представителями двух общин. С чем связан повышенный интерес Штатов к решению кипрской проблемы и к острову в целом?

      – Она просто продолжила в более активной форме череду визитов высокопоставленных делегатов из Вашингтона (вице-президент Джозеф Байден в 2014 г. и госсекретарь Джон Керри в 2015). Теперь все эти политики получили приставку «экс», но значение острова для США, конечно же, сохранится. Активность в Восточном Средиземноморье будет продолжена аналогичными фигурами в администрации Дональда Трампа. Продолжающаяся сирийская война, проблема ИГИЛ, высочайшие риски безопасности на Ближнем Востоке, суверенные базы Великобритании (верного союзника по региональной стратегии), способные собирать уникальные разведывательные данные (станция в Декелии), – вот причины долгосрочного интереса США к Кипру. При этом удобнее «работать» с островом как единым политическим объектом. Не исключено, что таким образом Вашингтон хочет компенсировать фактический уход с большого Ближнего Востока и официальный перенос внешнеполитических приоритетов в сторону Восточной Азии.

      – Кризис между РФ и ЕС не мог не сказаться на сотрудничестве России с Кипром. Тем не менее, двусторонние отношения по-прежнему отличаются высокой степенью доверия. Что их ждет в случае воссоединения острова?

      – Наши страны, действительно, обладают взаимным доверием – одним из самых дефицитных ресурсов современной политики. Антисанкционная позиция кипрского президента и соответствующая резолюция кипрского парламента – наглядные доказательства. Отношения с объединенным островом останутся дружественными, но это будет игра по обновленным правилам с учетом всей сложности греко-кипрско-турецких отношений. Это должна быть проактивная стратегия, учитывающая изменение регионального баланса после объединения острова. Определенно, в Четвертом Европейском департаменте МИД РФ (отвечающим за отношения с Кипром, Грецией и Турцией) уже началась соответствующая аналитическая работа.

      – В конце ноября представитель Кипра занял пост Председателя Комитета министров Совета Европы. Сможет ли он за полгода «сблизить» ЕС с Россией? Чего еще стоит ожидать от этого председательства?

      – Министр иностранных дел Иоаннис Касулидис, ставший председателем, – один из самых опытных и талантливых в сегодняшнем правительстве. Но переломить антироссийский настрой не удастся даже ему. Совет Европы и, особенно, его Парламентская ассамблея – на сегодняшний день самые оппозиционные по отношению к России институты в ЕС. Их решения и резолюции закручивают новые витки напряжения в двусторонних отношениях. Конечно, со стороны представителя Кипра будет какая-то пророссийская риторика, но не более того. Думаю, что приоритеты, которые расставит для министра президент, будут нацелены, в первую очередь, на решение кипрской проблемы. В целом же, председательство, пусть даже короткое, – это хороший шанс для малых стран подержать в руках штурвал большой политики.

      – В июне британцы проголосовали за выход из Европейского союза. Каким образом это отразится на Кипре, и когда стоит ждать первых последствий «брекзита»?

      – После моего ошибочного прогноза (см. Успешный бизнес №21 апрель – июнь 2016 г.) пришлось провести работу над ошибками и задуматься над упущенными факторами. Пришел к выводу, что «виновата» демография, точнее, соответствующая структура общества. За выход голосовали в основном белые британцы старше 50 лет. Таким образом, «брекзит» – это выбор (точнее, каприз) уходящих поколений. И, как бы цинично это не звучало, через 5-10 лет настроения будут уже другие. Тем не менее – it's done – Лондон выкинул европейский паспорт в мусорную корзину. Последствий ждать не надо, они уже здесь: офисы департамента по миграции перегружены прошениями британцев о кипрском гражданстве. Более масштабный взгляд также не дает поводов для оптимизма. «Брекзит» ослабил ЕС в целом и всех его членов индивидуально. Кипр – маленькая страна, много выигравшая от интеграции и европейской идентификации. На уровне мировой политики мы станем свидетелями обостряющейся конкуренции между зоной английского влияния – «Англосферой», включающей страны Британского содружества, и «Евросферой». Будут сталкиваться разные подходы по отношению к Китаю, России, США, Ирану, Ближнему Востоку, Сирии. Это ещё больше усложнит достижения согласия на уровне международных организаций, таких как ООН или Совет Европы.

      – Логика понятна, но нам надо срочно переходить к оптимизму. Последний традиционный предновогодний вопрос: что бы вы хотели пожелать читателям нашей газеты и журнала «Успешный бизнес»?

      – В политике – встретить следующий Новый год на объединенном острове. В экономике – чувствовать себя сильным средним классом. Больше читать, верить в себя и не лениться. Тогда вы не пропустите время своего рассвета. А Петух, как символ наступающего года, в этом поможет. С наступающими праздниками, дорогие читатели!

      Беседовала Юлия Кириаку

       

    • Read 4018 times